29c42f24     

Ромаданов (Алексрома) Александр - Последний Из Эмпириков



Александр Ромаданов(Алексрома)
Последний из эмпириков
Он был облечен в одежду,
обагренную кровию.
Имя ему: Слово Божие.
Откровение 19,13.
Муркинд был стихийным философом, из тех, кого называют
"доморощенными". Сам себя он называл эмпирио-гностиком. Его не устраивали
абстрактные умозаключения, он все проверял на себе. Например, чтобы
убедиться в материальности мира, он бил себя кулаком по лбу. Доказательство
примитивное, но неоспоримое. Особо Муркинд гордился тем, что в мире, кроме
него, практически не осталось эмпириков. Почему они вымерли, его не очень
волновало, главное, он чувствовал себя мыслителем-одиночкой. Ему нравилось
слово "индивидуум": в нем было и что-то от индусов с их древней мудростью,
и "вид", и "ум".
Для Муркинда не существовало вопросов, которые он не мог бы решить на
основе своего опыта, но все же он чувствовал, что еще не подошел к решению
Главного Вопроса всей своей жизни. Он долгое время даже не знал, в чем
заключается этот вопрос, но интуитивно чувствовал, что такой вопрос
существует и ждет своей разгадки.
И вот однажды теплым весенним утром, когда через тюлевую занавеску на
подушку пробился узорный луч желтой звезды класса G2, Муркинд поморщился,
потянулся и спросил себя: "А есть ли Бог?" Нет, неправильно... Он вовсе не
спросил себя, а лишь зарегистрировал вопрос - и сразу понял, что это и есть
тот самый Главный Вопрос всей его жизни. Неизвестно, откуда этот Вопрос
взялся: то ли он пробился под череп Муркинда с лучом звезды, то ли всплыл
из глубин подсознания на поверхность мозговой корки, - но, как бы то ни
было, по извилинам серого вещества пробежал легкой трусцой непраздный
импульс. Следующий вопрос пришел уже осознанно: "И как это проверить?"
С эмпирическим решением философских задач Муркинд никогда не
торопился, и в этом случае - особенно. Во-первых, на сей раз перед ним
стоял Главный Вопрос, требовавший основательного подхода. Во-вторых, было
воскресенье. Куда спешить по выходным?
Муркинд сделал зарядку, сполоснулся под холодным душем, сварил два
яйца всмятку, позавтракал и отправился в центральный городской парк. На
природе ему всегда лучше думалось.
На улице у него была привычка присматриваться к людям, домам и
предметам в поиске зацепок: любая самая незначительная деталь, будь то
мазутные разводы на асфальте или покосившаяся башня подъемного крана, могла
дать ключ к разгадке терзавшего его вопроса. Строго говоря, эмпиризм
Муркинда был несколько мистического свойства: опыты, которые он ставил для
решения философских дилемм, внешне никак не были связаны логически с их
результатом, то есть с победной мыслью, которая приходила в итоге в голову
экспериментатора. Например, для ответа на вопрос о бессмертии души Муркинду
пришлось прыгнуть с высокого моста в реку. Казалось бы, причем здесь душа,
если речь идет о теле - разобьется оно или нет? Но у Муркинда были свои
мысли на этот счет: если он не забоится прыгнуть с моста, значит, душа
вечна - чего ей бояться?! И он не забоялся! Кроме того, ему повезло: он
упал в сугроб (дело было в январе) и отделался переломом ноги. Вот какой он
был отчаянный философ, рисковый эмпирик и бесшабашный гностик!
На этот раз зацепок не просматривалось, все было как обычно: во дворе
женщины остервенело выбивали пыль, как из ковров, из своих мужей,
перекинутых через перекладины за помойкой, в метро просили милостыню,
безбожно коверкая русские слова, черные беженцы из Алабамы, а неподалеку от
входа в парк рабочие устанавливали щит с



Содержание раздела