29c42f24     

Ройфе Александр - Подвиг Номер Три



Александр РОЙФЕ
ПОДВИГ НОМЕР ТРИ
Новую книгу красноярца Михаила Успенского о приключениях богатыря Жихаря
из волшебной страны Многоборье ("Кого за смертью посылать", издательство
"Азбука") ждали. Ждали с надеждой и немалыми опасениями одновременно: очень уж
полюбился читателям этот герой и очень уж непонятно было, сумеет ли автор
подыскать ему соответствующий его талантам подвиг. Ведь богатырская биография
Жихаря началась с того, что, раздобыв Полуденной Росы и предъявив ее Мировому
Змею, он разомкнул круг времен и заставил историю идти своим чередом (это
случилось в романе "Там, где нас нет"). Возможно ли, спрашивается, более
славное деяние? Второе произведение о богатыре ("Время Оно") вроде бы
доказывало, что нет: сюжет о том, как Жихарь пресек строительство Вавилонской
башни, казался всего лишь несущей конструкцией для многочисленных анекдотов и
пародий, на которые Успенский никогда не скупится. К счастью, третье сказание
о многоборском витязе получилось столь же масштабным, как первое: на сей раз
ему довелось возвратить на Землю саму Смерть, проглоченную врагом всего сущего
на свете Мироедом. Не то чтобы Жихарь вдруг заделался поклонником Костлявой,
однако без смерти ведь и жизнь - не жизнь, а так, бессмысленное
небокоптение... Поклонники Успенского - "лихого славянского зубоскала"
(формулировка А.Бушкова) не будут разочарованы. Шутки в романе следуют одна за
другой, и основная их масса посвящена рыночным реалиям новейшего времени.
Трудно удержаться от хохота, когда знакомишься с многоборской рекламой
("Продаю мыльный порошок, стирает хорошо: сама тетя Ася еле убереглася!") или
с тамошним бестселлером - лубочным сериалом о Сопливом ("Заговор Сопливого",
"Выговор Сопливого", "Приговор Сопливого" и т.д. и т.п.). Автор охотно
пользуется своим "фирменным" приемом - материализацией идиоматических и иных
общеизвестных выражений: то Жихарь встретит двух мужиков, несущих с базара
какого-то иностранца (того самого Милорда Глупого, как вы уже догадались), то
расскажет о "черте бедности", с помощью которой он надеялся разобраться, кому
в Многоборье жить хорошо. Что же касается всякого рода аллюзий, ассоциаций и
ернических переделок, то их количество буквально не поддается подсчету.
Но есть ли в произведении нечто принципиально новое, чего бы мы не видели
в предыдущих романах о Жихаре? По большому счету вряд ли. Ну, появился у
богатыря еще один сподвижник - легендарный Колобок, первый на свете Гомункул.
Ну, прояснилось происхождение Жихаря - он оказался наследным властителем
сожранной Мироедом планеты Криптон (сиречь Суперменом, как его называют в
Америке). Ну, в поисках Смерти герои попадают сначала в Навье царство, а после
- на Луну, где сталкиваются с астронавтами из НАСА... Все это молодые побеги
на старом стволе, не более того. Впрочем, если ствол глубоко укоренен и полон
жизненных сил (как в нашем случае), вполне естественно следовать принципу "От
добра добра не ищут". Другое дело, что места для дополнительных веточек уже не
осталось и четвертой книги о Жихаре, видимо, не будет (ответственность за этот
прогноз лежит исключительно на рецензенте).
Под одной обложкой с романом "Кого за смертью посылать" опубликована
повесть "Семь разговоров в Атлантиде" (очередная версия исчезновения
легендарного острова) и 15 юмористических рассказов, написанных, надо
полагать, в 80-е. Рассказы очень разные, многие из них, увы, целиком
принадлежат прошлому. "Нечестная девушка", "Золото", "Легенда Крыма", "Рука



Содержание раздела